Достопримечательности Мехико
Музей Л.Троцкого
Музей находится в тихом зелёном аристократическом районе Койокане по улице Рио Чурубуско, 410; в конце тридцатых это было предместье столицы, голое, пыльное, малолюдное. Тогда в сад виллы попадали с противоположной стороны через калитку в воротах, выходящих на улицу Вены, откуда пришёл и убийца.
В просторной полутораэтажной комнате специального музейного здания, которого при Троцком не было, собрана прекрасная библиотека: его книги, книги о нём, о революции, о России, о мире, старинные подшивки "Правды", "Геральд Трибюн" и ещё десятки изданий. Здесь же и многочисленные современные троцкистские газеты, старательно концентрирующие внимание на всех горячих точках планеты от Палестины до Колумбии и неизменно публикующие воспоминания о своём кумире. Здесь же можно найти и последнюю книгу Троцкого, датированную июлем 1940 года, которая называется "Гангстер Сталин".
На развешанных по стенам фотографиях периода Гражданской войны Троцкий неизменно рядом с Лениным или чуть сзади. Мексиканские фото во множестве запечатлели изгнанника то на цветочных грядках, то в процессе кормления кроликов, то с женой на прогулке где-нибудь в горах.
Сердцевина музея - дом Троцкого: одноэтажная, вытянутая постройка, не очень уютная со своими проходными комнатами. Длинная туалетная комната с рассохшимся платяным шкафом; такая же узкая и длинная ванная комната; маленькая кухня, аскетическая спальня для двоих, столовая - всё это очень скромно и функционально пригодно для проживания и работы. В кабинете перед большим дощатым столом четыре стула для возможных посетителей, с хозяйской стороны - журнальный столик, карта мира и отдельно - карта Мексики, у окна узкая железная кровать, вдоль стен - два небольших книжных шкафа. Есть ещё угловая комната со стеклянной дверью прямо из сада - отсюда и заходили посетители, проверяемые сидевшей за машинкой секретаршей.
В саду перед домом под скромным обелиском с серпом и молотом и развевающимся красным флагом покоится урна с прахом Льва Давидовича и его жены; газеты и фотографии тех дней свидетельствуют, что проститься с опальным революционером пришли тысячи мексиканцев.
В отношении к Троцкому мексиканское общество не было равнодушным сторонним наблюдателем, напротив, страсти кипели. Особенно удивительным образом всё это сказалось на судьбах трёх замечательных представителей интеллектуально-художнической элиты. Известно, что 20 августа 1940 года советский агент Рамон Меркадер приехал на виллу под предлогом показать Троцкому свою статью. Когда тот начал её читать, он нанес Троцкому смертельную рану ударом ледоруба по голове, от которой Троцкий на следующий день умер, но перед тем была ещё одна попытка покушения. В ночь на 24 мая того же года группа местных левых во главе с Сикейросом подкупила наружную охрану виллы, проникла в сад и блокировала телохранителей из числа американцев-троцкистов (Л. Д. отдавал им предпочтение), после чего автоматными очередями буквально изрешетила спальню и кабинет - пулевые выбоины на стенах, противоположных окнам, заботливо сохранены до сих пор.
Лев Давыдович, его жена и внук Сева - остались в доме невредимы. Почему нападавшие не вошли внутрь и не довели дело до конца покушение? Объяснение может быть лишь одно: Сикейрос, как и члены его группы из крестьян и шахтёров, не был ни киллером, ни тем более сталинским боевиком. Одно дело вести партизанскую войну в сельве Чьяпаса, другое - пристрелить среди ночи двух беззащитных стариков и мальчика. В воспоминаниях П.Судоплатова, ответственного на Лубянке за ликвидацию Троцкого, план с Сикейросом (вариант "Конь") назван "первым" (имеется в виду по времени), но не "главным". Всего о "Коне" у него написано менее страницы, обтекаемо и расплывчато, а о провале вполне определённо: "группа не была профессионально подготовлена для конкретной акции" и "Эйтингон (ответственный от "органов" на месте) не принимал участия в нападении". Сикейроса использовали втёмную, как "агента влияния".
Это была демонстрация левого экстремизма, а им тогда "болела" вся Мезоамерика от неграмотных крестьян вечно мятежного Чьяпаса до глав государств. В среде же творческой интеллигенции не быть левым считалось просто неприличным.
После высылки из СССР в 1929 году Троцкому было нелегко где-то осесть - многие помнили предреволюционные метания по Европе этого радикального политика, неуживчивого человека с демонической харизмой, генерирующего агрессивность и экстремизм: тогда его высылали из Австрии и Германии, сажали в Испании и Франции, не впускали в Англию, Швейцарию, Италию. За 20 лет это не забылось, так что после неудач с несколькими странами он оказался в Норвегии чуть ли не под домашним арестом.
Приглашение в Мексику спасло его от полного политического краха и забвения; решающую роль при этом сыграла Фрида Кало - легенда Мексики, женщина-миф, которой в ту пору было тридцать. Исключительно одарённая, неукротимо амбициозная, с внешностью "роковой женщины" Фрида Кайо в "эпоху войн и революций" исповедовала марксизм и феминизм. Мужем ее стал первый художник Мексики Диего Ривера. В начале тридцатых годов его упрашивали убрать фигуру Ленина из росписи Рокфеллеровского центра, не упросили - случился скандал. А Давид Сикейрос, числившийся вторым номером в мексиканском искусстве, своей революционностью превосходил их обоих, вместе взятых: он шагнул в революцию в 13(!) лет, воевал за неё в Мексике и Испании, стал одним из основателей компартии, а кроме всего, побывал в 1927 году в Москве и стал сталинистом.
Когда Кало и Ривера добились переезда Троцкого в Мексику, у Давида с Диего дошло до дуэли - на политический мотив наложилась интимная связь Троцкого с Кало. Два года прожил Троцкий в доме Ривера, но затем был вынужден под давлением своей жены Натальи Седовой и хозяина дома снять дом по соседству, который сейчас и является музеем. После убийства Троцкого Наталья Седова продолжала жить в том же доме еще 8 лет.
Давида Сикейроса в начале 1960-х годов, в наказание за политический экстремизм и припомнив злополучное покушение, власти всё же упрятали на несколько лет за решётку, хотя и позволяли ему под охраной выезжать для выполнения многочисленных заказов по росписям; на излёте жизни, в 73 года, он оформил величественный "Полифорум", замахнувшись на художественную трактовку всей истории человечества и прославив, вместе с Риверой, мексиканский мурализм (роспись стен) в мире.
Диего Ривера к 1950 году завершил самую знаменитую свою роспись в правительственной резиденции - Национальном дворце, где в полутора десятках грандиозных композиций представил историю Мексики вплоть до светлого утопического будущего, обозначенного энергическим жестом Маркса; великий художник скончался на 71-м году жизни, лишь на три года пережив Фриду.
Музей Фриды Кало, организованный в её знаменитом "синем доме", находится в Койокане в семи минутах ходьбы от музея Троцкого.